Юлиан Семенович СЕМЕНОВ

ОТ АВТОРА

Предисловие к первому тому цикла «Позиция»



                             Дорогой товарищ!

     Читатель в своих письмах часто спрашивает: каков процент исторической
правды в моих хрониках о Штирлице, какова его  послевоенная  судьба  —  до
того момента, как он вновь появился в моих книгах «Экспансия» и «Бомба для
председателя»?
     Искусство — а литература является его  важнейшим  подразделением  (да
простится мне это  сугубо  военное  определение)  —  обязано  быть  сродни
сказке, которая, по Пушкину, «ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
     Конечно же, Штирлиц — вымысел, вернее —  обобщение.  Не  было  одного
Штирлица. Однако было немало таких разведчиков, как Штирлиц.
     А вот факт переговоров Даллеса — Вольфа был.
     А самого Карла Вольфа, обергруппенфюрера СС, начальника личного штаба
Гиммлера,  я  не  так  давно  разыскал  в    ФРГ,    —    вполне    бодрый
восьмидесятилетний нацист, ни в чем  не  отступивший  от  былых  принципов
расизма, антикоммунизма и антисоветизма: «Да, я был, есть и остаюсь верным
палладином фюрера».  И таких нацистов — высших офицеров СС  —  в  Западной
Германии более пяти тысяч.  Многие из них устроили торжественные  похороны
главному военному преступнику адмиралу Деницу, осужденному в Нюрнберге; за
гробом преемника Гитлера шли «старые борцы», их снимало телевидение и  они
не прятались  камер,  а,  наоборот,  красовались  перед  объективами,  эти
нацистские  недобитки,  выпускающие  ныне  свои   мемуары,    в    которых
восхваляется «эра национал-социализма».  Сейчас эти  бандиты  вновь  стали
весьма состоятельными людьми, что позволяет  им  финансировать  пропаганду
гитлеризма, содействовать  массовому  изданию  книг,  в  которых  молодежи
пытаются втолковать, что, мол, Гитлер — «обманутый идеалист», что  он  был
«лучшим другом молодежи», что при нем «не было безработицы», что  при  нем
«был  порядок».  Порядок  был,  «новый  порядок»  —  когда  в   крематорий
отправляли по очереди, вроде как в баню; порядок был —  но  по  карточкам:
мясо — норма на неделю, хлеб — норма  на  день;  порядок  был  —  попробуй
покритиковать «идеалиста» за то, что твой отец погиб на  Восточном  фронте
за его, «идеалиста», бредовую идею  «мирового  владычества»  —  завтра  же
очутишься в концлагере или попадешь под гильотину.
     Снова  собираются  «судетские»   и    «кенигсбергские»    землячества
гитлеровцев, — бандиты мечтают о реванше; коричневый ужас царствует в Чили
и Парагвае; юаровские расисты снабжают  бандитские  группировки  в  Анголе
гитлеровским оружием: совсем недавно бойцы революционной  Анголы  передали
мне нацистский «вальтер-полицай», пистолет,  который  выдавали  эсэсовцам;
ныне он попал в руки новых «борцов за свободу и демократию».
     Значит, задача литературы состоит в том, чтобы противостоять  фашизму
— во всех его проявлениях.
     Значит, задача литературы состоит в том, чтобы  хранить  память,  ибо
человечество  ныне  живо  лишь  благодаря  тому,  что  двадцать  миллионов
советских людей погибли, защищая Завтра нашей планеты.  Память о тех,  кто
ушел, чтобы мы остались, — священна; никто не забыт, и ничто не забыто.
     Священна память и о тех бойцах  с  фашизмом,  которые  погибли  не  в
танковой атаке, не  в  воздушном  бою  и  не  в  стремительном  броске  на
вражеские окопы, а на незримом фронте.  Священна память Николая Кузнецова,
Рихарда Зорге, Маневича, Медведева, Шандора Радо и других, чьи  имена  еще
не известны нам, но обязательно станут известны, и тогда этим Героям будут
посвящены книги и фильмы.
     Цикл новых  романов,  объединенных общим названием «Позиция»,  обязан
быть предварен именно этим томом;  читатель должен знать, что попытки ряда
нацистских  главарей  сговориться  с  Даллесом весной сорок пятого не были
случайностью.   События,   происшедшие  в  мире  в   1946  —  1947  годах,
свидетельствуют об этом с неумолимой очевидностью.
     Ежедневно я получаю множество писем от читателей. Иные корреспонденты
прямо-таки требовали: «Продолжайте работать над романами  о  Штирлице!»  К
такого рода корреспондентам, кстати говоря, относится и Жорж  Сименон:  «В
своих политических хрониках Вы имеете уникальную возможность через  судьбу
вашего  Штирлица  показать  историю  недавнего    прошлого;    она    того
заслуживает».
     Пишешь не для кого-то, но  именно  для  читателя.  Самое  важное  для
литератора — ощущение нужности твоего дела людям.  Вот я и  сел  за  новые
романы  о  Штирлице,  впрямую  связанные  с   законченным    уже    циклом
«Альтернатива».
     Гонорар от этой книги передаю в фонд ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС.
                                                             ЮЛИАН СЕМЕНОВ


__________________________________________________________________________
     Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 21.10.2000